Фестиваль Мои первые открытия Зайцев Антон
Исследовательская работа
на тему: «Защитная сила предметов»
Презентация Зайцева Антона
Зайцев Антон 10 лет
ученик 4 «В» класса финно-угорской школы
им. Э.Лённрота
Руководитель Зайцева Виолетта Валерьевна, родитель;
Плеханова Марина Александровна ,учитель
Петрозаводск 2014
Однажды на берегу озера я нашел камень с дырочкой, принес домой и показал маме. Она сказала, что подобные вещи можно использовать, как амулет на счастье. Я заинтересовался этим вопросом и в последствии выяснил, что такие камушки с дырой естественного происхождения называются «куриный бог».
Наверняка у Вас или у Ваших знакомых есть какие-нибудь особенные вещи, которые «приносят удачу». У кого-то это игрушка, у кого-то специально купленный амулет или даже старая пуговица. Все мы, так или иначе, знакомы с талисманами и оберегами.
С древних времен и по сей день, несмотря на прогресс, люди пользуются различными предметами, с которыми они связывают надежды на счастье, удачу, защиту от болезней, ран, злых людей. Эти предметы называются амулетами, талисманами, оберегами, тотемами и т.п.
Цель моей работы заключается в том, чтобы рассмотреть известные представления жителей Карелии о предметах, обладающих, по их мнению, защитными силами (познакомиться с обереговой культурой), определить значимость суеверных представлений для современных людей.
Поставлены следующие задачи:
- собрать информацию по теме в печатных и интернет ресурсах;
- проанализировать собранную информацию;
- провести анкетирование среди одноклассников;
- определить перспективы данной темы.
Довольно часто в качестве оберегов и амулетов в Карелии, как и на всей Руси, использовались различные куклы. Главная их черта – чистый лик, без носа, рта и глаз. Безликими кукол делали специально. Верили, что если у куклы есть лицо, то в неё может вселиться и злой дух.
«Кукла-пеленашка» — это и оберег и первая игрушка младенца. Делалась она родителями из кусочков своей одежды.
Домашней лекаршей была «кубышка-травница», набитая травами. На каждую болезнь набор трав был особый. Готовой кукле надо было помять бока и походить с ней по дому, чтобы аромат душистых трав распространился, либо её укладывали на подушку заболевшего.
«Кукла десятиручка» должна была помогать хозяйке справляться с многочисленными делами по дому.
Одна из самых известных кукол это «карельская рванка». Её делали до рождения малыша, после появления на свет вешали над колыбелью, чтобы ему было с чем играть, а кукла присматривала за ребенком. Её делали без иголки и без ножниц, чтобы жизнь была не колотой и не резаной. «Вепсская кукла» и «вепсская кормилка» почти не отличалась от «карельской рванки», за исключением традиционных тканей и узоров.
Известна была своими магическими свойствами «кукла крупеничка» (зерновушка). После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу, чтобы наполнить ею куклу-мешочек. Всю зиму с ней играли дети, а весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным, причина тому – положительная детская энергетика.
Жители нашей Карелии использовали в качестве амулетов и оберегов не только куклы. В путешествии карельским путникам оберегом служила горсть родной земли в полотняном мешочке. Охотничьим оберегом у карелов и вепсов были медвежьи когти, куски смолы, вытопленной ударом молнии из сосны. Самым простым оберегом для дома является веник, который ставили на порог дома: считалось, что он охраняет от злых духов, проникающих в дом с улицы[1].
Пояс занимал важное место среди карельских оберегов. Пояса у карел были кожаные, плетеные, тканные или вязанные. Пояс продевался в кольцо, к которому прилаживалась медная цепь, на неё крепили медвежьи клыки, когти, камешки, ножи и звериные подвески-амулеты.
Звериные финно-угорские подвески-амулеты – это украшения, способные защищать от внешних сил, как своим видом, так и шумом-шелестом, они как будто разговаривали с духами. Недаром славяне считали финнов большими колдунами. Шумящие подвески изготавливались, как правило, в виде утки или коня-оленя (прослеживается связь с эпосом «Калевала»). Иногда звери были двухголовые для защиты и в мире духов и в мире людей[2].
Ещё один известный оберег народов Карелии это булавка, застегнутая «как можно ближе к телу», скрытая от чужих глаз. Почти наверняка кто-то из наших родственников или знакомых и сейчас носит в одежде булавочку «от сглаза».
Мною было проведено анонимное анкетирование среди учеников двух начальных классов моей школы, целью которого являлось определение степени информированности школьников младших классов о магических предметах и их защитных свойствах (приложение 1). Всего было опрошено 42 человека, из них 23 девочки и 19 мальчиков. Перед анкетированием тема была изложена перед учениками моего класса.
В целом результаты анкетирования показали, что современные дети знакомы с амулетами, талисманами и оберегами и относятся к ним с некоторой долей суеверия (диаграмма 1).
Обереги продолжают активно бытовать и в наше время. Амулеты, талисманы, обереги в изобилии продаются в сувенирных магазинах и пользуются широким спросом. Даже олимпийские игры имеют своих талисманов.
Использование предметов, обладающих защитными силами, является неотъемлемой частью культуры народов Карелии, а мы обязаны сохранять наше наследие и знакомить с ним туристов.
В завершении отмечу, что не стоит надевать на себя что-то не понятное, хоть и красивое. Хорош амулет, если ты сделал его своими руками или получил в подарок от любящего тебя человека, например, от мамы.
А «куриный бог» живет в моей комнате до сих пор.
[1] Шитикова Л.И. Тайны и загадки Карелии: рассказы для младших школьников/Петрозаводск.2009.
[2] Варенов. А. научный сотрудник Института археологии РАН. Утка, конь-олень – шелестящие обереги./ Наука и жизнь. 1999ю № 11. URL^ http://www.nkj.ru/archive/articles/9924
|