19.04.2024 | 22:26
28.02.2024 | 19:41
31.01.2024 | 08:55
Зарегистрироваться на сдачу ГИА-9 выпускники должны до 1 марта 2024 года (включительно).
11.12.2023 | 10:03
10.12.2023 | 10:06
|
Проблемы адаптации
В течение всего времени обучения ребенка в школе, ему приходится неоднократно переживать адаптационный период при переходе с одной ступени обучения к другой. Надо отметить, что переход из начальной школы в среднюю относится к наиболее сложным педагогическим проблемам. Среди причин, вызывающих проблемы одинаковую значимость имеют как причины социально — психологического характера, так и связанные с учебной деятельностью детей.
Причины возникновения проблем:
- адаптационный период совпадает с возрастным кризисом;
- резко меняется позиция ученика: из самых старших в младшей школе они становятся самыми младшими в средней;
- различия в требованиях учителей — предметников;
- разрушение «традиций»;
- увеличение учебной нагрузки;
- недостатки развития интеллектуальных способностей (понятийного и абстрактного мышления) — ребенок перестает что — либо понимать на уроках, что влечет за собой резкое снижение мотивации.
«Группа риска» в период адаптации:
- гиперактивные дети;
- медлительные дети;
- демонстративные дети;
- тревожные дети;
- леворукие дети.
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий,
- готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
- усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- нежелание выполнять домашние задания, негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- беспокойный сон.
- трудности утреннего пробуждения, вялость.
- постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Литература:
1. Преемственность начальной и средней школы (программы, контрольно-
измерительные материалы, рекомендации): Методическое пособие/ Авт.-сост.:
Лазуткина И.А., Шакина Г.В.; МО РМ, МРИО. – Саранск, 2006. – 143 с.
2.Яюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб., «Речь», 2003
|