На главную

Средняя общеобразовательная
финно-угорская школа
им. Элиаса Леннрота

20.04.2018 | 16:43

Выложен отчёт о самообследовании образовательной организации за 2017 год

По адресу: http://fusch.ru/school/normative-documents/samoobsledovanie/3005 выложен отчёт о самообследовании образовательной организации за 2017 год.


06.04.2018 | 16:36

Родительское собрание для будущих первоклассников

Уважаемые родители! Приглашаем Вас на родительское собрание для будущих первоклассников, которое состоится 13.04.2018г. в 18.00 (актовый зал).


06.04.2018 | 16:21

Большой этнокультурный марафон

Программа Большого этнокультурного марафона «Kalevala Open»в рамках подготовки к 25-летию школы, который будет проходить в нашей школе 14.04.-21.04.2018. Приглашаем к участию!


18.03.2018 | 18:20

Муниципальная учебно-исследовательская конференция

Обучающиеся и педагоги школы! Приглашаем всех принять участие в муниципальной учебно-исследовательской конференции «Леннротовские чтения»!


14.03.2018 | 09:15

План школьных мероприятий "Калевальского марафона"

28 февраля начались мероприятия в рамках "Калевалевальского марафона"



Пояснительная записка к учебному плану МОУ «Средняя общеобразовательная финно-угорская школа» для основной общеобразовательной программы начального общего образования

пояснительная записка

 

1. Нормативная правовая основа формирования учебного плана

 

Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная финно-угорская школа»  для основной общеобразовательной программы начального общего образования разработан в соответствии  со следующими нормативными документами:

-  Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

-  федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 года № 373;

- порядком организации и осуществления образовательной деятельности 
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года №1015;

- Постановление Главного государственного санитарного врач РФ от 29.12.2010 г.(редакция от25.12.2013) №189 «Об утверждении СанПиН2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

В основе разработки учебного плана использованы следующие методические рекомендации Минобрнауки России и Министерства образования Республики Карелия:

-   письмом Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года № 08-761 «Об изучении предметных областей: курса «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры России»;

-  письмом Министерства образования Республики Карелия от 25 мая 2017 года № 4109/15-15/МО-и «Об организации преподавания учебных предметов «Карельский язык», «Вепсский язык» и «Финский язык» в общеобразовательных организациях Республики Карелия в 2017-2018 учебном году»;

-  письмом Министерства образования Республики Карелия от 23 июня 2017 года № 5120/15-14/МО–и «О преподавании учебных предметов регионального содержания в общеобразовательных организациях Республики Карелия в 2017–2018 учебном году».

Использован вариант №3 учебного плана, размещенного в примерной основной образовательной программе на сайте «ФГОС реестр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Общая характеристика учебного плана

 

Общая направленность учебного плана

 

  • на общекультурное развитие личности, формирование мировоззрения  и гуманистического сознания, усвоение универсальных способов познания действительности, овладение средствами мыслительной деятельности;
  • на модернизацию содержания образования;
  • на обеспечение равного доступа к полноценному образованию всем обучающимся в соответствии с их  индивидуальными способностями и потребностями;
  • на обеспечение общего универсального образования, установленного образовательным государственным стандартом;
  • на углубление областей знаний, соответствующих индивидуальным образовательным запросам обучающихся;
  • на формирование и развитие навыков научно исследовательской деятельности;
  • на помощь в самоопределении и  социальной адаптации обучающихся в современных  социально - экономических условиях.

 

Цели и задачи учебного плана

 

1. Совершенствование модели гуманитарного образования, включающего выполнение индивидуального учебного плана с этнокультурным компонентом, как основного механизма стандартизации, определяющего содержание образования, организацию учебно-воспитательного процесса учебного заведения соответствующего уровня

2. Формирование у учащихся системы специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих высокий уровень учебных достижений в избранных областях

3. Организация работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности

4. Формирование знаний о природе, в том числе и о природе родного края, как важной составной части научной картины мира и компонента общечеловеческой культуры;

5. Устранение перегрузки учащихся за счёт формирования индивидуальной траектории обучения

6. Воспитание толерантности, национального самосознания, этнической культуры.

 

 

обоснование

 

 

Учебный план состоит из следующих компонентов:

 

  • Обязательная часть /Федеральная/
  • Часть, формируемая участниками образовательного процесса

 

        Обязательная часть /федеральная/ обеспечивает широкую общеобразовательную подготовку, целостное осмысление мира и освоение основных способов познавательной и исследовательской деятельности всех учащихся. Эта часть отражает уровень общих интересов и общих способностей детей.

        Обязательная часть включает в себя ряд обязательных учебных предметов, в процессе усвоения которых учащиеся достигают определённых уровней образованности, овладевают прочными знаниями, навыками конструктивного общения, учебного труда, культуры поведения.

 

         В обязательную часть включен учебный предмет «Родной язык и литературное чтение» предметной области «Филология», который  обеспечивает формирование и  развитие коммуникативной компетенции обучающихся, способствует формированию целостного представления об окружающей жизни, истории и культуре Карелии и Финляндии. Данный компонент формирует целостные мировоззренческие взгляды, элементы гражданской ответственности и экологической культуры.

         Учебный предмет «Родной язык и литературное чтение» отражает специфику среды проживания учащихся (Карелия, город Петрозаводск), особенности освоения истории и культуры города, республики.

         Изучение предмета «Родной язык и литературное чтение» даёт возможность ученику  овладевать универсальным средством передачи знаний, пополнять богатство словарного запаса.

 

        Учебный предмет «Родной язык и литературное чтение»  состоит из  разделов:

-карельский язык (собственно карельское наречие и ливвиковское наречие),

-вепсский язык,

-финский язык

По учебному плану:

 1 класс – 1 час в неделю (33 часа),                    

 2 класс – 3 часа в неделю (102 часа)

 3 класс – 3 часа в неделю (102 часа)

 4 класс – 3 часа в неделю (102 часа)

При изучении родного языка осуществляется деление классов на группы(от 2х до5-ти):

1А,  1Б  классы – 2  группы (финский язык)

1В класс – 3 группы (1- карельский язык (ливвиковское наречие), 1- вепсский язык,  1- финский язык);

3А, 3В класс – 3  группы (финский язык)

3Б классы – 5 групп (1- вепсский язык, 1- карельский язык (собственно карельское наречие), 1- карельский язык (ливвиковское наречие), 2- финский язык);

4А класс – 5 групп (1- вепсский язык, 1- карельский язык (собственно карельское наречие), 1- карельский (ливвиковское наречие язык), 2- финский язык);

4Б, 4В класс – 3  группы (финский язык);

 

В 1-х классах 2 часа учебного предмета «Родной язык и литературное чтение» отдается на учебные предметы «Русский язык» 1 час и «Литературное чтение» 1 час предметной области «Филология».

 

Учебный предмет «Иностранный язык» (английский язык) изучается со 2-го по 4-й классы по 2 часа в неделю (68 часов). При изучении иностранного языка (английского языка) осуществляется деление классов на две группы: при наполняемости 25 и более человек.

 

Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».

 

 Духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.

В связи с этим в обязательную часть общего образования включен учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

Цель учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» представлен изучением 3-х модулей «Основы светской этики» - 4А, 4Б, 4В  классы,  «Основы мировых религиозных культур» - 4Б класс, «Основы православной культуры» -4Б,4В классы.

«Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы православной культуры»   является    единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы.

Система оценивания по данному курсу безотметочная . На период промежуточной и итоговой аттестации обучающиеся выполняют творческие работы и проекты. В конце года результаты изучения курса фиксируются: зачет/незачет

 

 

В 1-4-х классах на преподавание учебных предметов «Изобразительное искусство»  и «Технология»  отводится по 1 часу в неделю.

 

 

В 1-4-х классах на преподавание учебного предмета «Физическая культура» отводится по 3 часа в неделю.

 

Из части, формируемой участниками образовательного процесса,

- во  2-х классах выделен 1 час в неделю на учебный предмет «Литературное чтение»  в связи с реализацией государственной по образовательной программы «Школа России»

 

- в 3А, 3Б, 3В  классах выделен 1 час в неделю на учебный предмет «Литературное чтение» в связи с реализацией государственной по образовательной программы «Школа России»

 

В каждой учебном предмете инвариантной части, кроме математики, 10% учебного времени выделяется на реализацию  национально-регионального компонента содержания образования.

- русский язык – 2-4 классы на уроках развития речи используются произведения карельских авторов

- литературное чтение - 1-4 классы встречи с поэтами и писателями Карелии, изучение фольклора Карелии, карело-финского эпоса Калевала, проведение конкурса чтецов о родном крае

- окружающий мир 1-4 классы изучение родного края (водоемы Карелии, полезные ископаемые Карелии, почвы Карелии,  погода и климат Карелии, животный мир и растения Карелии., отрасли сельского хозяйства Карелии, города Карелии, народы Карелии) ,

-  музыка 1-4 классы изучение песен народов Карелии

- изобразительное искусство 1-4 классы рисование природы Карелии, национального костюма (мужского и женского), убранства карельской избы

- технология знакомство с ремеслами Карелии (ткачество, бисероплетение, работа с глиной, берестой)

-  физическая культура 1-4 классы лыжная подготовка, игры народов Карелии

 

Аттестация обучающихся представлена следующим образом:

-в 1-х классах безотметочная система обучения в течение учебного года, с проведением диагностических работ в начале года, за 1- е полугодие, за 2-е полугодие;

-во 2-х - 4-х классах проведение по учебным предметам русский язык, математика, родной язык и литературное чтение,  итоговых контрольных работ по четвертям, диагностических контрольных работ по полугодиям;

-в 4-х классах проведение всероссийских проверочных работ (ВПР) по предметам: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, в конце учебного  года (май);

-в 4-х классах по предмету «Родной язык и литературное чтение» проведение промежуточной аттестации в конце учебного года (май) в виде экзамена устного и письменного.

 

Данный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки учащихся,  распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта по ступеням обучения и по образовательным областям.

 

 

3.Условия реализации учебного плана

 

    Реализация учебного плана обеспечена:

-    необходимыми педагогическими кадрами соответствующей квалификации;

- необходимым программно-методическим (учебными программами, учебниками, методическими рекомендациями, дидактическими материалами по федеральному, региональному (национально-региональному) и компоненту образовательного учреждения)  и информационному обеспечению.

     Учебный план реализует федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства на территории РФ и гарантирует овладение обучающимися необходимого минимума знаний, умений, навыков.

Учебный план ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения государственных программ начального  общего образования.

При реализации учебного плана используются УМК  «Школа 2100» в 4А, 4Б, 4В  классах;  УМК «Школа России» в 1А, 1Б, 1В, 2А, 2Б, 2В, 2Г, 3А, 3Б, 3В,   классах, построенные таким  образом, что  все их важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое  обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями к ее структуре и содержанию ФГОС.

      Продолжительность  учебного года в 1 классе  составляет 33 учебных недель. Во 2-3-х классах 34 учебные недели.

Учебный план для 1-х классов  рассчитан на пятидневную  учебную неделю при максимально допустимой недельной нагрузки 21 час.

Учебный план для 2-4-х классов  рассчитан на шестидневную  учебную неделю при максимально допустимой недельной нагрузки 26 часов.

.

 

Максимальная учебная нагрузка для учащихся 1- 4-х классов не превышает предельно допустимую учебную нагрузку в соответствии с СанПиН.

Продолжительность урока для 1 классов носит «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – 3 урока в день по 35 минут каждый, 1 урок динамическая пауза, в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый) согласно СанПиНу.

Во 2-4-х классах продолжительность урока 40 минут в течение всего учебного года.

Учебные занятия организованы в две смены: 1,4 классы – I смена, 2-3-е классы – II cмена.

 

 

 

 

 

 

 



Сведения об образовательной организации

Родителям

Методические объединения