На главную

Средняя общеобразовательная
финно-угорская школа
им. Элиаса Леннрота

20.08.2018 | 17:42

Внимание ! Внимание! Внимание!

ПЛАН проведения школьных мероприятий в рамках участия в муниципальном августовском форуме "Гуманизация образования в контексте социальных вызовов 21 века как условие функционирования и развития муниципальной системы образования»


20.04.2018 | 16:43

Выложен отчёт о самообследовании образовательной организации за 2017 год

По адресу: http://fusch.ru/school/normative-documents/samoobsledovanie/3005 выложен отчёт о самообследовании образовательной организации за 2017 год.


06.04.2018 | 16:36

Родительское собрание для будущих первоклассников

Уважаемые родители! Приглашаем Вас на родительское собрание для будущих первоклассников, которое состоится 13.04.2018г. в 18.00 (актовый зал).


06.04.2018 | 16:21

Большой этнокультурный марафон

Программа Большого этнокультурного марафона «Kalevala Open»в рамках подготовки к 25-летию школы, который будет проходить в нашей школе 14.04.-21.04.2018. Приглашаем к участию!


18.03.2018 | 18:20

Муниципальная учебно-исследовательская конференция

Обучающиеся и педагоги школы! Приглашаем всех принять участие в муниципальной учебно-исследовательской конференции «Леннротовские чтения»!



Положение о психолого-педагогическом сопровождении введения ФГОС в 5-х классах

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФИННО-УГОРСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ЭЛИАСА ЛЕННРОТА»

____________________________________________________________________________

 

ОБСУЖДЕНО                                                                           УТВЕРЖДЕНО

на заседании Педагогического совета                                    приказом по ОУ  №____от ____

№____ от «_____»_______20_____г.                                      Директор школы:

Председатель: ____________________                                   _________________________

Н.В.Баркалова                                                                           Н.В.Баркалова                                     

 

 

 

Положение

о психолого-педагогическом сопровождении

введения ФГОС в 5-х классах

 

Сопровождение – это система профессиональной деятельности специалистов службы (психологов, социальных педагогов, логопедов и др.), направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.  

 

1. Цель и задачи

Цель:

- Психолого-педагогическое сопровождение решения образовательных задач в соответствии с  ФГОС ООО. Содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, обеспечивающей раскрытие  индивидуальности социализирующейся личности, формирование ее творческого потенциала, сохранение психического здоровья учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогов.

Задачи:

-  Обеспечение психологической поддержки всех участников образовательного процесса.

- Содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для личностного развития и достижения успеха в жизни.

-Оказание помощи учащимся в определении своих возможностей, исходя из их способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.

-Содействие педагогам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе; способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности

 

2. Основные принципы работы

- Комплексный, междисциплинарный, интегративный подход к решению любой проблемы ребенка;

-    гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;

-    защита интересов и прав ребенка;

-    разграничение понятий сопровождения и направления развития человека;

- необходимость существенного улучшения информационного и диагностического обеспечения процесса сопровождения;

- ориентация на работу в современном правовом поле.

 

3. Механизмы реализации

 

1.  Просветительская деятельность

          Психологическое просвещение – повышение психологической компетентности и культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.

        Социально- правовое просвещение – повышение правовой компетентности субъектов образовательного процесса в рамках решения образовательных задач.

       Медико- педагогическое просвещение – информирование по проблемам здорового образа жизни.

Осуществляется в различных формах: лекции, тематические выставки литературы по проблемам сопровождения, беседы, семинары, родительские собрания, школьные СМИ.

 

2. Профилактическая деятельность – предполагает реализацию социально- значимых программ, направленных на снижение неблагоприятных факторов риска в образовательной среде. Усиление факторов, стимулирующих позитивное развитие молодых людей. Профилактика злоупотребления ПАВ, формирование навыков ЗОЖ и др. Необходимым условием является взаимодействие специалистов службы сопровождения с другими участниками образовательного процесса.

Формы медико-педагогической профилактики:

- беседы по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, сенсорно-чувственной сферы, необходимости физического закаливания, витаминизации, выявление детей группы риска (по различным основаниям);

- занятия с педагогами по проблеме сохранения и укрепления психического здоровья учащихся.

 

3. Диагностика – деятельность, направленная на выявление факторов и причин возникновения тех или иных проблем и феноменов образовательного процесса.

Медицинская диагностика – диагностика и контроль антропологических параметров развития детей, профосмотры.

Педагогическая диагностика – осуществляется педагогами, позволяет ответить на вопросы об уровне педагогической запущенности, о развитии общеучебных и предметных навыков и умений. Осуществляется с использованием тестов достижений, изучения продуктов деятельности и т.п. Изучение личности ребенка происходит на основе данных наблюдения.

Социально – педагогическая диагностика: определение социального статуса ребенка, группы. Осуществляется с использованием тестирования, тренингов классов.

Логопедическая диагностика – выявление характера речевых нарушений.

Психологическая диагностика -  изучение факторов и причин, проблем и феноменов образовательного процесса.

Осуществляется  в форме плановой диагностики или диагностики по запросу учащихся, администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета школы, организации коррекционно - развивающей и профилактической работы. Психологическая диагностика строится на сочетании качественных и количественных методов. Предпочтение отдается качественным (неформализованным, «мягким») методам, они являются базовыми. Имеются в виду такие методы как беседа, наблюдение, игровые методы, герменевтические методы (понимание). «Точные», количественные методы - тесты, эксперименты, стандартизированные опросы - являются дополнительными.

            4. Коррекционно развивающая деятельность.  Систематическая работа с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям.  Она направлена на оказание специальной помощи этим детям.

            В условиях образовательного учреждения специалисты сопровождения имеют право самостоятельно работать только с теми детьми, отклонения, в поведении которых не являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания. В иных случаях дети направляются в специализированные центры. Специалисты службы сопровождения не обязаны выполнять административно-воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила школы или совершающим противоправные действия. Вместе с тем они могут методически обеспечить процедуру установления  правил поведения и санкций за их нарушения в учебном заведении, участвовать в работе  конфликтной комиссии образовательного учреждения.

            Психолог проводит коррекционно-развивающую работу, направленную на коррекцию психологических проблем (в эмоциональной, познавательной, коммуникативной и поведенческой сфере). Осуществляет коррекционно-развивающую работу в форме индивидуальных и групповых занятий, тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих  поведенческие проблемы.

Социальный педагог является организатором и одним из главных исполнителей такой формы помощи как сопровождение. Оно предполагает согласованную деятельность специалистов разного профиля по диагностике, выбору образовательного и социального маршрута, проектированию индивидуальной образовательной программы, оказанию помощи в реализации личностных планов.

Обязанности социального педагога по сопровождению семьи: изучение положения детей в семье в сфере образования и воспитания, определение степени сформированности интеллектуальных умений и социальных навыков. Социальные педагоги информируют, осуществляют прямое социальное научение, выявляют и корректируют влияние на ребенка социума.

Учитель-логопед – в рамках своей компетенции осуществляет коррекцию речевых нарушений у детей без психиатрического диагноза.

            5. Развивающая деятельность в рамках службы сопровождения предполагает работу по созданию дополнительных ресурсов развития в образовательном процессе (личностных, социальных, педагогических и др). Основные задачи психолога - развитие рефлексивных способностей, личностных ресурсов участников образовательного процесса. Используемые методы и технологии: рефлексивная диагностика, активное социально-психологическое обучение, тренинги, консультирование

           6.  Консультирование

Социально - педагогическое – предоставление информации по индивидуальным запросам родителей, педагогов.

Профессиональное (личностное, групповое) консультирование:

- педагогов по поводу содержания и форм педагогической деятельности с позиции основных психологических теорий и концепций, реализации условий и механизмов развития личности ребенка;

- учащихся, родителей - оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, кругу друзей, школе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.

Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

 

 

 

 

4. Критерии эффективности

 

- Повышение эффективности обучения и воспитания учащихся в оптимальном диапазоне.

- Сохранение физического и психического здоровья учащихся.

- Улучшение эмоционального фона классов в целом, у учащихся, входящих в «группу риска».

 

 

 

                                                      План работы

 

Наименование работ

Методы исследования,

Формы проведения

Сроки

  1.  Психологическое тестирование выпускников начальной школы с целью определения уровня развития функций вербального и невербального интеллекта и выявления функций, требующих специальных развивающих занятий, а также определения уровня развития креативности.

 

Групповое тестирование

Март-май (4-й год обучения)

2.  Беседа с учителями по результатам тестирования

Индивидуальные консультации

Апрель-июнь (4-й год обучения)

3. Беседа с родителями по результатам тестирования

Индивидуальные консультации

Апрель-июнь (4-й год обучения)

4. Проведение совместного совещания  для учителей начальной и основной школы (выпускающих 4-е и принимающих 5-е классы) на тему: «Особенности психического развития детей 10-11 лет и организация учебного процесса в адаптационный период».

Тестирование с целью выявления учащихся, входящих в «группу риска».

Групповое собеседование, тестирование.

Сентябрь-октябрь

5. Проведение родительского собрания на тему: «Особенности адаптации учащихся

 5-х классов к обучению в средней школе и роль родителей в этом процессе».

Лекция

Интерактивная беседа

Сентябрь

6. Контроль адаптации и наблюдение за формированием мотивации обучения.

Групповое тестирование, наблюдение

Ноябрь-Декабрь

7. Участие в проведении психолого-педагогического консилиума по итогам классно-обобщающего контроля в 5-х классах.

Классно-обобщающий контроль

По плану внутришкольного контроля

8. Беседа с родителями по материалам КОК и результатам тестирования. Проведение общешкольного родительского собрания «Первые итоги адаптационного периода»

Индивидуальные консультации

Общешкольное родительское собрание

Декабрь

 

 

Январь

9. Работа с обучающимися, входящими в группу риска.

Групповые занятия, индивидуальное консультирование учащихся и их родителей

Начиная с ноября и до конца учебного года (при необходимости)

10. Оказание помощи классным руководителям в формировании коллектива классов (по запросу).

Наблюдение, беседы, тестирование, тренинги

В течение учебного года

11. Профилактика зависимостей. Проведение родительских собраний на тему: «Безопасность в интернете».

Лекция

Интерактивная беседа

Февраль

12. Проведение интерактивных бесед в классах на тему «Компьютер – друг и враг».

Интерактивная беседа

Март-апрель

13. Проведение тренинга «Дружный класс» .

Тренинг-игра

Март

 

 

___________________________________________________________________________

 

 



Сведения об образовательной организации

Родителям

Методические объединения