Положение о психолого-педагогическом сопровождении введения ФГОС в 5-х классах
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФИННО-УГОРСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ЭЛИАСА ЛЕННРОТА»
____________________________________________________________________________
ОБСУЖДЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании Педагогического совета приказом по ОУ №____от ____
№____ от «_____»_______20_____г. Директор школы:
Председатель: ____________________ _________________________
Н.В.Баркалова Н.В.Баркалова
Положение
о психолого-педагогическом сопровождении
введения ФГОС в 5-х классах
Сопровождение – это система профессиональной деятельности специалистов службы (психологов, социальных педагогов, логопедов и др.), направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
1. Цель и задачи
Цель:
- Психолого-педагогическое сопровождение решения образовательных задач в соответствии с ФГОС ООО. Содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, обеспечивающей раскрытие индивидуальности социализирующейся личности, формирование ее творческого потенциала, сохранение психического здоровья учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогов.
Задачи:
- Обеспечение психологической поддержки всех участников образовательного процесса.
- Содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для личностного развития и достижения успеха в жизни.
-Оказание помощи учащимся в определении своих возможностей, исходя из их способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.
-Содействие педагогам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе; способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности
2. Основные принципы работы
- Комплексный, междисциплинарный, интегративный подход к решению любой проблемы ребенка;
- гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;
- защита интересов и прав ребенка;
- разграничение понятий сопровождения и направления развития человека;
- необходимость существенного улучшения информационного и диагностического обеспечения процесса сопровождения;
- ориентация на работу в современном правовом поле.
3. Механизмы реализации
1. Просветительская деятельность
Психологическое просвещение – повышение психологической компетентности и культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
Социально- правовое просвещение – повышение правовой компетентности субъектов образовательного процесса в рамках решения образовательных задач.
Медико- педагогическое просвещение – информирование по проблемам здорового образа жизни.
Осуществляется в различных формах: лекции, тематические выставки литературы по проблемам сопровождения, беседы, семинары, родительские собрания, школьные СМИ.
2. Профилактическая деятельность – предполагает реализацию социально- значимых программ, направленных на снижение неблагоприятных факторов риска в образовательной среде. Усиление факторов, стимулирующих позитивное развитие молодых людей. Профилактика злоупотребления ПАВ, формирование навыков ЗОЖ и др. Необходимым условием является взаимодействие специалистов службы сопровождения с другими участниками образовательного процесса.
Формы медико-педагогической профилактики:
- беседы по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, сенсорно-чувственной сферы, необходимости физического закаливания, витаминизации, выявление детей группы риска (по различным основаниям);
- занятия с педагогами по проблеме сохранения и укрепления психического здоровья учащихся.
3. Диагностика – деятельность, направленная на выявление факторов и причин возникновения тех или иных проблем и феноменов образовательного процесса.
Медицинская диагностика – диагностика и контроль антропологических параметров развития детей, профосмотры.
Педагогическая диагностика – осуществляется педагогами, позволяет ответить на вопросы об уровне педагогической запущенности, о развитии общеучебных и предметных навыков и умений. Осуществляется с использованием тестов достижений, изучения продуктов деятельности и т.п. Изучение личности ребенка происходит на основе данных наблюдения.
Социально – педагогическая диагностика: определение социального статуса ребенка, группы. Осуществляется с использованием тестирования, тренингов классов.
Логопедическая диагностика – выявление характера речевых нарушений.
Психологическая диагностика - изучение факторов и причин, проблем и феноменов образовательного процесса.
Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу учащихся, администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета школы, организации коррекционно - развивающей и профилактической работы. Психологическая диагностика строится на сочетании качественных и количественных методов. Предпочтение отдается качественным (неформализованным, «мягким») методам, они являются базовыми. Имеются в виду такие методы как беседа, наблюдение, игровые методы, герменевтические методы (понимание). «Точные», количественные методы - тесты, эксперименты, стандартизированные опросы - являются дополнительными.
4. Коррекционно – развивающая деятельность. Систематическая работа с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям. Она направлена на оказание специальной помощи этим детям.
В условиях образовательного учреждения специалисты сопровождения имеют право самостоятельно работать только с теми детьми, отклонения, в поведении которых не являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания. В иных случаях дети направляются в специализированные центры. Специалисты службы сопровождения не обязаны выполнять административно-воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила школы или совершающим противоправные действия. Вместе с тем они могут методически обеспечить процедуру установления правил поведения и санкций за их нарушения в учебном заведении, участвовать в работе конфликтной комиссии образовательного учреждения.
Психолог проводит коррекционно-развивающую работу, направленную на коррекцию психологических проблем (в эмоциональной, познавательной, коммуникативной и поведенческой сфере). Осуществляет коррекционно-развивающую работу в форме индивидуальных и групповых занятий, тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих поведенческие проблемы.
Социальный педагог является организатором и одним из главных исполнителей такой формы помощи как сопровождение. Оно предполагает согласованную деятельность специалистов разного профиля по диагностике, выбору образовательного и социального маршрута, проектированию индивидуальной образовательной программы, оказанию помощи в реализации личностных планов.
Обязанности социального педагога по сопровождению семьи: изучение положения детей в семье в сфере образования и воспитания, определение степени сформированности интеллектуальных умений и социальных навыков. Социальные педагоги информируют, осуществляют прямое социальное научение, выявляют и корректируют влияние на ребенка социума.
Учитель-логопед – в рамках своей компетенции осуществляет коррекцию речевых нарушений у детей без психиатрического диагноза.
5. Развивающая деятельность в рамках службы сопровождения предполагает работу по созданию дополнительных ресурсов развития в образовательном процессе (личностных, социальных, педагогических и др). Основные задачи психолога - развитие рефлексивных способностей, личностных ресурсов участников образовательного процесса. Используемые методы и технологии: рефлексивная диагностика, активное социально-психологическое обучение, тренинги, консультирование
6. Консультирование
Социально - педагогическое – предоставление информации по индивидуальным запросам родителей, педагогов.
Профессиональное (личностное, групповое) консультирование:
- педагогов по поводу содержания и форм педагогической деятельности с позиции основных психологических теорий и концепций, реализации условий и механизмов развития личности ребенка;
- учащихся, родителей - оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, кругу друзей, школе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
4. Критерии эффективности
- Повышение эффективности обучения и воспитания учащихся в оптимальном диапазоне.
- Сохранение физического и психического здоровья учащихся.
- Улучшение эмоционального фона классов в целом, у учащихся, входящих в «группу риска».
План работы
Наименование работ
|
Методы исследования,
Формы проведения
|
Сроки
|
- Психологическое тестирование выпускников начальной школы с целью определения уровня развития функций вербального и невербального интеллекта и выявления функций, требующих специальных развивающих занятий, а также определения уровня развития креативности.
|
Групповое тестирование
|
Март-май (4-й год обучения)
|
2. Беседа с учителями по результатам тестирования
|
Индивидуальные консультации
|
Апрель-июнь (4-й год обучения)
|
3. Беседа с родителями по результатам тестирования
|
Индивидуальные консультации
|
Апрель-июнь (4-й год обучения)
|
4. Проведение совместного совещания для учителей начальной и основной школы (выпускающих 4-е и принимающих 5-е классы) на тему: «Особенности психического развития детей 10-11 лет и организация учебного процесса в адаптационный период».
Тестирование с целью выявления учащихся, входящих в «группу риска».
|
Групповое собеседование, тестирование.
|
Сентябрь-октябрь
|
5. Проведение родительского собрания на тему: «Особенности адаптации учащихся
5-х классов к обучению в средней школе и роль родителей в этом процессе».
|
Лекция
Интерактивная беседа
|
Сентябрь
|
6. Контроль адаптации и наблюдение за формированием мотивации обучения.
|
Групповое тестирование, наблюдение
|
Ноябрь-Декабрь
|
7. Участие в проведении психолого-педагогического консилиума по итогам классно-обобщающего контроля в 5-х классах.
|
Классно-обобщающий контроль
|
По плану внутришкольного контроля
|
8. Беседа с родителями по материалам КОК и результатам тестирования. Проведение общешкольного родительского собрания «Первые итоги адаптационного периода»
|
Индивидуальные консультации
Общешкольное родительское собрание
|
Декабрь
Январь
|
9. Работа с обучающимися, входящими в группу риска.
|
Групповые занятия, индивидуальное консультирование учащихся и их родителей
|
Начиная с ноября и до конца учебного года (при необходимости)
|
10. Оказание помощи классным руководителям в формировании коллектива классов (по запросу).
|
Наблюдение, беседы, тестирование, тренинги
|
В течение учебного года
|
11. Профилактика зависимостей. Проведение родительских собраний на тему: «Безопасность в интернете».
|
Лекция
Интерактивная беседа
|
Февраль
|
12. Проведение интерактивных бесед в классах на тему «Компьютер – друг и враг».
|
Интерактивная беседа
|
Март-апрель
|
13. Проведение тренинга «Дружный класс» .
|
Тренинг-игра
|
Март
|
___________________________________________________________________________
|