На главную

Средняя общеобразовательная
финно-угорская школа
им. Элиаса Леннрота

19.04.2024 | 22:26

Физико-технический институт ПетрГУ проводит встречу для родителей будущих абитуриентов


28.02.2024 | 19:41

Приемная кампания в 1-е классы на 2024-2025 учебный год


31.01.2024 | 08:55

Началась регистрация на ГИА-9 в 2024 году

Зарегистрироваться на сдачу ГИА-9 выпускники должны до 1 марта 2024 года (включительно).


11.12.2023 | 10:03

Снижение бюрократической нагрузки на педагогов


10.12.2023 | 10:06

Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе 2023-2024 учебный год



Программа информатизации школы

Программа информатизации школы

СКАЧАТЬ

 

Принята Педагогическим советом МБОУ «Финно-угорская школа им. Э.Леннрота»

Протокол №_____ от _________г.

 

Утверждаю Директор МБОУ«Финно-угорская школа им. Э.Леннрота» _______________Н.В. Баркалова Приказ №___ от_____________г.

 

 

 

 

 

 

Программа информатизации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная 
Финно-угорская школа имени Элиаса Лённрота»

города Петрозаводска Республики Карелия

на 2013-2016 год

 

автор: Ивановская Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

2013 год

 

Содержание

1. Паспорт программы... 3

2. Достигнутые результаты на июнь 2013 года  в ходе реализации программы информатизации 2007-2013 гг. 5

Индикативные показатели. 10

3. Пояснительная записка.. 11

4. Общие сведения об ОУ.. 12

5.   Информационно-образовательная среда  как эффективная образовательная система.. 13

5.1.  Понятие информационной образовательной среды.. 17

5.2. Обучение в условиях формирования информационной образовательной среды.. 18

5.3. Информационные технологии и проблема сохранения здоровья школьников. 20

5.4.  Педагогический дизайн мультимедийного урока. 22

5.5.  Модель ИОС школы.. 26

6.  Проекты. 30

Проект 1. Ресурсное обеспечение информатизации школы. 30

Проект 2. Кадровое обеспечение информатизации образования. 32

Проект 3. Методическое обеспечение информатизации образования. 33

7.  Управление программой информатизации.. 34

8. Основные мероприятия Программы информатизации.. 35

9. Мониторинг реализации программы  информатизации школы... 38

10.  Используемый материал: 39


1. Паспорт программы

Наименование Программы Программа информатизации школы  на 2013-2016 учебные годы.

Разработчик Программы Школьная команда информатизации: директор, методист, ответственный за информатизацию школы, зам. директора по АХЧ, инженер, ученик 11 класса, председатели МО.

Цель: повышение качества и доступности образования, совершенствование системы управления образовательным учреждением на основе внедрения информационных и коммуникационных технологий в процессы организации и функционирования образовательного учреждения, обеспечение их эффективного использования. 

Задачи:

1. Управленческие:

ü  Автоматизировать учет кадров и документации школы для оперативного ведения и архивного хранения информации;

ü  Автоматизировать статистические данные школы для оптимизации процесса обучения и контроля качества образования;

ü  сформировать нормативно-правовую базу вопросов информатизации школы;

ü  составить перспективный план развития материально-технической базы школы на
3 учебных года;

ü  организовать  для участников образовательного процесса систему стимулирующую внедрение современных ИК технологий;

ü  проводить мониторинг уровня информатизации школы, качества и доступности образования.

2. Научно-методические:

ü  повысить уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки педагогов и обучающихся в области современных информационных технологий;

ü  интеграция ИКТ в педагогическую деятельность в целом;

ü  организовывать создание цифровых образовательных ресурсов методического и учебного характера, включая электронные учебные материалы, системы проверки знаний и методические пособия, и другие виды учебной информации;

ü  обеспечить условия для организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся;

ü  начать формирование учебно-методической базы для дистанционного  обучения.

3. Организационные:

ü  обеспечить условия для формирования информационной культуры участников  образовательного процесса, адекватной современному уровню развития информационных технологий;

ü  создать структуру взаимодействия участников образовательного процесса;

ü  организовать  централизованное хранение цифровых образовательных ресурсов методического и учебного характера, включая электронные учебники, системы проверки знаний и методические пособия, и другие виды учебной информации.

4. Сроки и этапы реализации Программы

Срок реализации Программы: 2013-2016 учебные годы.

I этап - Подготовительный – 1 полугодие 2013-2014 учебного года.

II этап - Основной – 2 полугодие 2013 - 2014 уч.года, 2014 - 2015 уч.год, 1 полугодие 2015 – 2016 уч.года.

III этап - Заключительный –2 полугодие 2015 –2016 уч.года.

Исполнители мероприятий Администрация школы, педагогический и ученический

коллектив

5. Ожидаемые конечные результаты Программы:

ü  Создание единой образовательной информационной среды школы, обеспечивающей доступ участников образовательного процесса к локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам, а так же к системе современных электронных учебных материалов по основным предметам общеобразовательной школы;

ü  Повышение эффективности образовательного процесса;

ü  Обеспечение условий понижающих нагрузку подготовки, создания и проведения качественного урока для каждого учителя;

ü  Автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы;

ü  Повышение уровня информационной культуры участников образовательного процесса, адекватной современному уровню развития информационно-коммуникативных технологий.

6. Индикативные показатели:

  • Разработанное нормативно-правовое обеспечение процесса  информатизации.
  • Укрепление материально-технической базы школы, обновление цифрового оборудования и приобретение нового для обеспечения реализации программы (количество компьютеров на 1 ученика).
  • Повышение квалификации и методический рост (наличие у педагогов школы собственных сайтов или блогов (50%); участие педагогов школы в работе сетевых сообществ (70%); доля учителей, регулярно использующих ЭОР (80%); доля учителей, использующих ресурсы Интернет в учебной практике и для общения с коллегами, учениками и их родителями (80%); доля педагогов, организующих участие школьников в телекоммуникационных проектах (40%). Доля учителей создающих авторские ЭОР (25%)
  • Количество учащихся, участвующих в дистанционных олимпиадах и конкурсах различного уровня (50%),
  • Количество учащихся, обучающихся дистанционно (восполнение пропущенного материала, учащиеся с ограниченными возможностями), а также в заочных школах по программам углубленного изучения предметов (25%).
  • Количество учащихся  и родителей, воспользовавшихся возможностями электронного дневника (90%).

7. Система организации контроля за исполнением Программы.

Управление реализацией программы осуществляет школьная команда информатизации. Контроль хода исполнения программы осуществляют директор школы и ответственный за информатизацию путем ежегодного анализа итогов реализации Программы.

2. Достигнутые результаты на июнь 2013 года  в ходе реализации программы информатизации 2007-2013 гг.

Общее количество  компьютеров, которые используются в настоящее время в школе - 63, устаревших – 9. Количество мобильных  компьютеров, которые используются в учебном  процессе 29, стационарных 34. Компьютеров находящихся в свободном  доступе для учащихся и учителей школы – 12 (кабинет зав. учебной части и компьютерный класс). Количество  рабочих мест администрации  10, количество устройств «ввода-вывода» графической информации  (сканеры, принтеры,  МФУ) – 13. В общую локальную сеть  объединены компьютеры администрации, библиотеки, компьютерного класса. Школа  подключена к сети Интернет по  выделенной линии и со всех  компьютеров школы,  находящихся в локальной сети есть выход в Интернет со скоростью 100 Мбит/сек, в школе нет выделенного сервера. Информатизация учебного процесса меняет структуру школы: кабинет информатики школы предоставляют свободный доступ к образовательным ресурсам  Интернета, где педагоги вместе с обучающимися занимаются проектной и научно-исследовательской деятельностью.  В школе ведется видео наблюдение и пропускная система с помощью пластиковых карт. В учебных кабинетах 12 АРМ учителей, проекторы – 13; интерактивные доски – 8. Один компьютерный класс с 11 компьютерами,  Цифровые микроскопы, веб-камеры. В школе имеется медиатека, содержащая 244 цифровых образовательных ресурсов. Для выявления уровня информатизации школы был проведен опрос среди учителей. Анализ ответов на вопросы анкеты позволил сделать определенные выводы, касающиеся уровня информатизация школы. В опросе участвовали представители от каждого  методического объединения школы.

 

Уровень компетентности владения ИКТ составляет 86%, 84% опрошенных  - систематически используют сеть Интернет. Более 90% учителей используют в процессе обучения компьютеры или ноутбуки, этот показатель еще раз подтверждает компетентность владения ИКТ учителями и желание использовать в своей деятельности. Принцип наглядности  в обучении,  используя проектор, реализуют 65%  учителей.

 

Вопрос следующей диаграммы позволяет выявить трудности, с которыми сталкивается учитель при использовании ИКТ.  Связывая с полученными ранее ответами, можно увидеть, что примерно 30 % учителей способными использовать в работе ИКТ, но отсутствие  техники и доступа к сети Интернет лишает этой возможности. Также еще не весь педагогический коллектив обладает умениями использовать ИКТ в педагогической деятельности.

 

В основном сеть Интернет используется как источник поиска информации, причем вторым основным ресурсом Интернета  - электронной почтой пользуется половина опрошенных. Также примерно половина учителей используют социальные сети для общения с учащимися и родителями, словари и диск для удаленного хранения данных,

 

Следующая диаграмма показывает высокий процент учение создавать презентации (88%) и методические пособия (60%), но созданию других ЦОР многих надо учить.

 

Диаграмма, отражающая использование учителями современные педагогические технологии в обучении, показывает, что использование ИКТ в педагогической деятельности в нашей школе находится на втором месте после метода проектов. Причем можно предположить, что большая часть проектов выполняется, используя средства ИКТ. 

 

Индикативные показатели

 

 Количество педагогов эффективно использующих  современные педагогические технологии, позволяющих достигать новые образовательные результаты 

Более 80%

   Количество педагогов обладающих ИКТ  компетентностью.

91%

   Количество педагогов активно внедряющих ИКТ в образовательный процесс.

86%

   Количество учащихся на один компьютер.

14 ученика

   Количество выпускников основной школы, владеющих  ИКТ.

100%

   Количество компьютеров с выходом в Интернет 

16 (25%)

   Наличие АРМ библиотекаря

да

Наличие единой базы данных по учреждению

да

 Наличие автоматизированной системы управления УВП

нет

 Наличие медиатеки 

да

Наличие сайта школы 

да

Наличие действующей локальной сети школы

да

 Количество компьютеров в составе локальной сети  школы

16 (25%)

 Количество учебных кабинетов, располагающих АРМ 

12 из 33 (36%)

 Ведение электронного журнала

нет

 Доля педагогов, имеющих свой электронный почтовый ящик

51%

 Доля педагогов, имеющих свой сайт или блог

14%

 Доля педагогов, имеющих сертификаты участия в  дистанционных конкурсах, проектах

-

 Доля  учащихся, участвующих в дистанционных олимпиадах 

-

Доля педагогов, обученных работе с интерактивным и  цифровым оборудованием

91%


3. Пояснительная записка

 

Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Умение находить информацию при наименьших потерях времени жизненная необходимость общества.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Программа "Информатизации образования школы" определяет основные направления деятельности по внедрению современных информационных технологий и совершенствованию управленческой деятельности школы.

Ключевой идеей программы информатизации школы является комплексный подход при моделировании и осуществлении информатизации школьного образования. Информационная система должна комплексно обеспечить все процессы в образовательном учреждении: обучение, воспитание, инновационную, управленческую деятельность.

Настоящая программа информатизации Финно-угорской школы рассчитана на 3 года и включает в себя следующие разделы: паспорт программы, общие проблемы информатизации школы, основные цели и задачи, анализ реальной ситуации информатизации ОУ, проекты, план мероприятий по реализации программы.

Программа направлена на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения качества образования. Для того чтобы система образования смогла готовить граждан информационного общества, она сама должна стать информационной. Поэтому программа информатизации основана на следующих нормативных документах:

  • Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)»,
  • Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года»,
  • Программа развития педагогического образования России на 2001-2010 годы,
  • Устав школы.

Для осуществления программы информатизации в Финно-угорской школе проведён:

  • анализ сведений о состоянии технического оснащения учебного

заведения;

  • анализ содержания программного обеспечения;
  • организация мониторинга и анализ результативности работы

педагогического коллектива в области применения информационных

технологий;

  • определение перспектив развития образовательного учреждения;
  • определение потребностей учебного заведения в техническом оснащении, программном обеспечении и обучении сотрудников.

Реализация данной программы позволит эффективно организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее участника в процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

Программа включает организацию деятельности, направленную на теоретическую и практическую подготовку педагогов на всех этапах освоения и внедрения информационных технологий.

Программой предусмотрен на всех этапах работы компьютерный мониторинг обученности, качества образования, создание информационного банка из опыта работы с новыми информационными технологиями, компьютерное тестирование и использование мультимедийной техники на школьных и городских мероприятиях, создание компьютерных картотек образовательных программ. Кроме того, предусмотрена диагностика, анализ результатов и обеспечение необходимой коррекционной работы, социально-психологическое сопровождение, применение информационных технологий в работе с одаренными детьми и широкое использование образовательных Internet – ресурсов.

4. Общие сведения об ОУ

Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная  Финно-угорская школа имени Элиаса Лённрота»

Сокращенное наименование учреждения: Финно-угорская школа

Организационно-правовая форма: муниципальное бюджетное  учреждение.

Тип учреждения: общеобразовательное учреждение.

Вид учреждения: средняя общеобразовательная школа.

Место нахождения  Финно-угорской школы

ул. Максима Горького, г. Петрозаводск, д.2, Республика Карелия, 185035.

Почтовый  адрес Финно-угорской школы:  ул. Максима Горького, г. Петрозаводск, д.2, Республика Карелия, 185035.

Телефон: +7 (8142) 78-46-82

Адрес  электронной  почты  Финно-угорской школы:  е-mail: FUH@sampo.ru 

Адрес  сайта  Финно-угорской школы:  http://kspu.ptz.ru/~fush/index.php 

Учредитель: Администрация Петрозаводского городского округа.

5.        Информационно-образовательная среда
как эффективная образовательная система

 

Приказом  Министерства  образования     и  науки  Российской  Федерации    от  17  декабря  2010г.  №    1897  утвержден    Федеральный     Государственный    образовательный     стандарт  основного общего образования, в котором обозначены информационно-методические условия  реализации основной образовательной программы общего образования. Эти условия должны  обеспечиваться  современной  информационно-образовательной  средой,  которая  включает  в  себя:

  • комплекс    информационных      образовательных    ресурсов,   в  том   числе  цифровые  образовательные ресурсы;
  • совокупность     технологических    средств   информационных      и  коммуникационных  технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы;
  • систему    современных    педагогических    технологий,   обеспечивающих     обучение   в  современной информационно-образовательной среде.        

Информационно-образовательная          среда    образовательного      учреждения      должна  обеспечивать:

  • информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
  • мониторинг здоровья обучающихся;
  • современные  процедуры  создания,  поиска,  сбора,  анализа,  обработки,  хранения  и  представления информации;
  • дистанционное        взаимодействие     всех    участников    образовательного     процесса  (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников,  органов  управления  в  сфере  образования,  общественности),  в  том  числе  в  рамках  дистанционного образования;
  • дистанционное         взаимодействие      образовательного     учреждения      с    другими  организациями   социальной   сферы:   учреждениями   дополнительного   образования  детей,  учреждениями      культуры,    здравоохранения,    спорта,   досуга,   службами  занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Эффективное      использование    информационно-образовательной        среды    предполагает  компетентность  сотрудников  образовательного  учреждения  в  решении  профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. 

Учебно-методическое        и   информационное       обеспечение     реализации      основной  образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать:

  • информационную         поддержку     образовательной     деятельности     обучающихся и  педагогических  работников  на  основе  современных  информационных  технологий  в  области    библиотечных     услуг   (создание   и   ведение   электронных     каталогов   и  полнотекстовых   баз   данных,   поиск   документов   по   любому   критерию,   доступ   к  электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
  • укомплектованность  печатными  и  электронными  информационно-образовательными  ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными      приложениями,      являющимися      их   составной     частью,   учебно- методической  литературой  и  материалами  по  всем  учебным  предметам  основной  образовательной     программы     основного    общего    образования    на   определенных учредителем     образовательного     учреждения     языках   обучения,    дополнительной  литературой.

Фонд  дополнительной  литературы  должен  включать:  отечественную  и  зарубежную,  классическую  и  современную  художественную  литературу;  научно-популярную  и  научно-техническую   литературу;   издания   по   изобразительному   искусству,   музыке,   физической  культуре   и  спорту,   экологии,   правилам   безопасного   поведения   на   дорогах;   справочно- библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному  и профессиональному самоопределению обучающихся.

Образовательное  учреждение  должно  иметь  интерактивный  электронный  контент  по  всем  учебным  предметам,  в  том  числе  содержание  предметных  областей,  представленное  учебными  объектами,  которыми  можно  манипулировать,  и  процессами,  в  которые  можно  вмешиваться.

ИОС   школы   в   идеале   должна   перевести   на   новый   технологический   уровень   все  информационные       процессы,    проходящие     в  образовательном     учреждении,     для   чего  необходима   полная   интеграция   ИКТ   в   педагогическую   деятельность   школы   в   целом.  Правильно   организованная   ИОС   школы,   в   частности   грамотное   использование   ИКТ   в  образовательном     процессе,  позволяет   на   новом   уровне   осуществить    дифференциацию  обучения,    повысить     мотивацию     учащихся,    обеспечить     наглядность    представления  практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения  знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования. Таким  образом,  информационно-образовательную  среду  образовательного  учреждения  нужно  воспринимать  не  только  как  единое  информационное  пространство  школы,  но  и  как  эффективную образовательную систему. 

Но чтобы эта модель работала, необходимы кардинальные изменения в информационной  культуре  участников  образовательного  процесса  (учителей,  обучающихся  и  родителей,  их  законных  представителей),  поэтому  на  первый  план  выдвигаются  проблемы  формирования  информационной   культуры   личности,   использующей   данный   ресурс   на   тактическом   и  операционном уровнях в процессе реализации различных видов деятельности в образовании.

 Изменение роли средств передачи, хранения и обработки, одним из которых выступает  компьютер, оправдывает выделение и отдельное изучение в качестве составного компонента  информационной       культуры    ИКТ-компетенцию,       под   которой    понимают     готовность  использовать    усвоенные    знания,  умения,    навыки   и   способы   деятельности    в  сфере  информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач.  Эффективность      использования     ИКТ,     возможности     индивидуализации       образования  существенным  образом  зависят  от  уровня  ИКТ-компетентности  учителя,  от  степени  его  готовности к использованию ИКТ в учебном предмете, в образовательном процессе. При этом информатизация образования не ограничивается заменой существующих в школе практик на  аналогичные,  выполняемые  с  помощью  ИКТ.  Ее  главная  отличительная  черта  –   создание  условий для появления новых образовательных практик, новых методов и организационных  форм  учебной  работы,  увеличение  разнообразия,  широты  и  интенсивности  их  применения.  Необходимо      отметить,     что    существующий       учебный      процесс     характеризуется  рассогласованием     между    необходимостью      введения   информационных       технологий    и  недостаточной   подготовленностью   педагогов   к   их   использованию,   т.к.   для   некоторых  педагогов   не  совсем   непонятно,   как   новые   информационные      технологии   влияют    на  результаты,   к   которым   стремятся   участники  образовательного   процесса,   на   изменение  представлений школьников и педагогов о том, как изменятся способы взаимодействия между  школьниками, между учителями, между теми и другими в ходе совместной учебной работы.

Потребность в формировании ИКТ-компетентности учащихся выдвигает на первый план  проблемы  информатизации  учебного  процесса  и  моделирования  процессов  использования  информационно-коммуникационных технологий в различных видах учебной деятельности, и  компьютер выступает как рабочий инструмент познания окружающей действительности. Чем  интенсивнее идет процесс информатизации школы, тем эффективнее сотрудничество учителя  и   ученика,   способствующее   повышению   ответственности   ученика   за   результаты   своего  обучения,  при  этом  учитель  осуществляет  общее  руководство  различными  видами  работ,  которые выполняет (инициирует) сам учащийся, учитель же побуждает школьника учиться в  различных условиях: и в школе, и за ее пределами, в реальной и виртуальной  (on-line) среде, в  которой    доминируют      методические     подходы,     ориентированные      на   гиперсвязное,  интерактивное, визуальное и активное усвоение материала.

Не  последнее  место  в  этой  схеме  занимает  и  ИКТ-компетенция  родителей,  законных  представителей     обучающихся,      так    как   главным     принципом      создания    единого  информационного пространства стало обеспечение комфортности информационной среды для  всех   потребителей   информации,   а   также   определение   наиболее   эффективных   условий  взаимодействия  всех  субъектов  информационного  пространства.  Для  создания  комфортного  информационного      пространства    используются     как   хорошо    знакомые    пользователям  информационные каналы, традиционные (печатные издания, пресса, теле-, радиоканалы), так  и  новые    современные    технологии    (Интернет,   телефонные    справочники,    электронные  классные журналы и т. д.). 

     Необходимость      создания    единого    информационного       пространства    в   системе  образования  связана  с  тем,  что  информация  в  современных  условиях  является  основой,  обеспечивающей оперативность и эффективность управленческих решений, способствующих  развитию     системы     образования.     Отсутствие     информации      о   жизнедеятельности образовательных   учреждений   приводит   к   возникновению   информационного   вакуума   и  нарушению открытости, целостности системы образования.

5.1.  Понятие информационной образовательной среды

Информационную      образовательную   среду   можно   определить   как  основанную, в виде использования     компьютерной      техники,     программно-телекоммуникационную  среду, и  среду с взаимосвязанным  содержательным  наполнением качественного информационного обеспечения школьников, педагогов, родителей,  администрацию     школы   и  общественность. Подобная    среда  должна   включать   в  себя  организационно-методические  средства,  совокупность  технических  и  программных  средств  хранения,   обработки,  передачи   информации,    обеспечивающую      оперативный    доступ  к  педагогически  значимой  информации  и  создающую  возможность  для  общения  педагогов  и  обучаемых.

Информационная     образовательная   среда   должна   строиться   как  интегрированная многокомпонентная   система,   компоненты   которой   соответствуют   учебной,   внеучебной,  научно-исследовательской     деятельности,   измерению,   контролю    и   оценке   результатов  обучения,   деятельности   по   управлению    школой.    Подобная   среда   должна    обладать  максимальной     вариативностью,    обеспечивающей      дифференциацию      всех   возможных  пользователей.

Формирование   информационной   образовательной   среды,   охватывающей   все   сферы  деятельности    школы,   создает   дополнительные     условия   для   всестороннего    анализа  показателей образовательного процесса, позволяет сформировать целостное представление о  состоянии   системы   общего   среднего   образования,   о  качественных   и  количественных изменениях в ней.

5.2. Обучение в условиях формирования информационной образовательной среды

При   обучении   школьников    необходимо    учитывать    наличие   в  информационной  образовательной  среде  учебной  компоненты,  которая  содержит  в  себе  унифицированные  и  взаимосвязанные    средства  ИКТ.   В   связи  с  этим  создание   и  использование   учебной  компоненты   должно   осуществляться   в   строгом   соответствии   с   обширным   комплексом  требований  и  рекомендаций  психолого-педагогического  методического  и  технологического  характера. Основными требованиями к системам, входящим в состав среды, является наличие  четкой   методики   их   использования    в  учебном    процессе,  фильтрации    информации,  поступающей к ученикам, и обязательной взаимосвязи с телекоммуникационными ресурсами  других средств ИКТ, входящих в среду. 

Информационные  ресурсы,  собранные  в  учебной  компоненте  среды,  должны  отвечать  стандартным    дидактическим    требованиям,    предъявляемым    к   традиционным     учебным  изданиям,  таким  как  учебники,  учебные  и  методические  пособия.  Кроме  этого,  к  таким  ресурсам   можно   предъявить   специфические   дидактические   требования,   обусловленные  использованием    преимуществ    современных    информационных   и    телекоммуникационных  технологий в создании и функционировании компонентов среды.

С  дидактическими  требованиями  к  информационным  ресурсам  учебной  компоненты  среды  тесно  связаны  методические  требования,  которые  предполагают  учет  своеобразия  и  особенности конкретной предметной области, возможности реализации современных методов  обучения.  Эргономические  требования  к  ресурсам  учебной  компоненты  информационной  образовательной среды строятся с учетом возрастных особенностей обучаемых, обеспечивают  повышение   уровня   мотивации   к   обучению,   устанавливают   требования   к   изображению  информации и режимам работы конкретных компьютерных средств. 

Практическое  внедрение  методов  организации  обучения  с  использованием  основных  дидактических  функций  унифицированных  и  интегрированных  средств  ИКТ  повлечет  за  собой возможность использования среды в качестве:

  • средства обучения, повышающего эффективность и качество  подготовки школьников,  организующего оперативную консультационную помощь, реализующего возможности  программно-методического  обеспечения    компьютерной      и  телекоммуникационной  техники в целях формирования культуры учебной деятельности; 
  • инструмента       познания,    за   счет    формирования       навыков    исследовательской  деятельности     путем   моделирования     работы    научных    лабораторий, организации  совместных  учебных  и  исследовательских  работ  учеников  и  учителей,  возможностей   оперативной      и    самостоятельной      обработки     результатов     экспериментальной   деятельности; 
  • средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой  информации   из   разнообразных   источников,   начиная   от   коллеги   по   совместному       проекту,  путем  оперативного  обмена  информацией,  идеями,  планами  по  совместным проектам, темам и т.д., и кончая использованием удаленных баз данных; 
  • средства     развития    личности     за   счет   реализации    возможностей      повышения гуманитарного развития обучающихся и формирования навыков культуры общения; 
  • эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности. 

С   использованием     возможностей     информационной       образовательной     среды   темп  усвоения  знаний  зависит  от  индивидуальных  особенностей  обучаемого  и  увеличивается  за  счет   организации   связи   между   пользователем   и   информационными   ресурсами   среды   в  реальном     времени.    При    этом,    благодаря    интеграции     и    унификации,  индивидуальному       варьированию     и   адаптации     может    быть    подвергнут    не   только  количественный,  но  и качественный  состав  информационных  ресурсов,  попадающих  в  поле  зрения обучаемых. 

Подобные  возможности  индивидуализации  обучения  появляются  при  использовании  среды  и  реализации  специализированных  методов  обучения  за  счет  визуализации  учебной  информации, хранения больших объемов информации с возможностью ее передачи, легкого  доступа  пользователя  к  данным,  информационно-поисковой  деятельности,  автоматизации  обработки результатов экспериментальной деятельности, контроля за результатами усвоения  учебной информации, специализированного единообразного интерактивного диалога.

Построение  информационной  образовательной  среды   школы   и  ее  использование  в  обучении  и  воспитании  школьников  будет  иметь  эффект  только  в  случае  формирования  соответствующей  готовности  педагогов  к  профессиональному  использованию  средств  ИКТ,  входящих  в  среду.  В  этой  связи  необходимо  формирование  психологической  готовности  педагогических кадров и администрации учебных заведений к деятельности с использованием  среды,  обучение  педагогов,  учащихся  и  сотрудников  оперированию  с  информационными  ресурсами  среды,  обучение     специалистов,  обеспечивающих  функционирование  отдельных компонент, организация обмена опытом, проведение конференций, посвященных разработке  и эксплуатации среды в условиях системы общего среднего образования. 

5.3. Информационные технологии и проблема сохранения здоровья школьников

Повсеместное   проникновение   средств   ИКТ   в   общее   среднее   образование   делает  актуальной задачу, разрешение которой должно иметь, очевидно, наивысший приоритет. Речь идет   о   задаче   сохранения   здоровья   учащихся   в   процессе   обучения   с   использованием  компьютерной   техники   и   иных   средств   информатизации,   которые   могут   отрицательно  сказываться на здоровье школьников.

Формирование  и  развитие  здоровьесберегающей  среды  школы  включает  в  себя  ряд  мероприятий,  распространение      которых  необходимо  и  на  теорию  и  практику  обучения  с  использованием средств ИКТ, а именно:

  • повышение  компетентности  и  уровня  знаний  педагогов  и  администрации  в  области        педагогики,     физиологии,      психологии,     экологии     по    здоровьесберегающему         сопровождению учебно-воспитательного процесса; 
  • организация      учета  динамики    работоспособности      школьников     во  время   учебно-воспитательного процесса; 
  • организация чередования различных видов деятельности; 
  • организация сочетания труда и отдыха во время учебно-воспитательного процесса; 
  • организация динамических пауз во время обучения.

Формирование теоретической модели здоровьесберегающей среды школы позволяет не  только  очертить  круг  возникающих  при  этом  проблем,  но  и  выработать  общие  и  частные  рекомендации и технологические шаги, которыми можно руководствоваться на практике: планирование  развития  здоровьесберегающего  сопровождения  учебно-воспитательного  процесса;  

  • анализ     и  план   действий   по   организации    здоровьесберегающего     сопровождения        деятельности школы применительно к обучению с использованием средств ИКТ; 
  • подготовку      и  мотивацию     учителей,    ориентированные     на   здоровьесберегающее       сопровождение учебно-воспитательного процесса; 
  • организацию      контроля   за  соблюдением     требований   СанПиНа     при   подготовке   и  проведении занятий с использованием компьютерной техники; 
  • организацию  системы  контроля  за  соблюдением  рационального  сочетания   учебной        деятельности и отдыха в ходе обучения с использованием средств ИКТ; 
  • создание     системы     непрерывного     здоровьесберегающего      образования    учителей, учащихся и родителей; 
  • совершенствование  содержания  и  методов  обучения,  проводимого  с  использованием        средств  ИКТ,  путем  систематизации,  интеграции  и  оптимизации  учебного  материала  с  целью устранения перегрузки школьников; 
  • изучение влияния средств ИКТ на здоровье школьников. 

Создание системы здоровьесбережения в школе, увязывание всех факторов, влияющих  на здоровье, и их изучение положительно отразится на достижении одной из главных целей  обучения   с   использованием   средств   ИКТ   - подготовке   здоровых   членов   современного  общества, способных ориентироваться в информационных потоках и владеющих основными  информационными технологиями.

5.4.  Педагогический дизайн мультимедийного урока

Мультимедийные   технологии   –     это   практическая   реализация   методологических   и  теоретических   основ   формирования   информационной   культуры   педагога.   Современному  учителю  все  сложнее  и  сложнее  видеть  себя  в  образовательном  процессе  без  помощи  компьютера. 

Не все  учителя регулярно используют в своей повседневной деятельности электронные  учебники,  в  связи  с  тем,  что  они  пока  недостаточно  гармонично  вписываются  в  учебный  процесс.   Плохо   прорисовывается     информационное      взаимодействие    триады:   ученик   электронный     учебник   –   учитель,   т.к.  учитель   не   обладает   достаточным     уровнем  информационной  культуры,  чтобы  воспользоваться  богатейшими  ресурсами  электронных  учебников, энциклопедий, тренажеров. 

Большинство учителей предпочитает использовать один компьютер и мультимедийный  проектор  в  целях  максимальной  визуализации  учебного  процесса.  Этот  путь  во  многом  является   более   выигрышным:   решается   проблема   здоровьесбережения       (большой   экран  снимает  проблему  ограничения  работы  ученика  перед  экраном  монитора);  использование  проектора позволяет также эффективнее управлять учебным процессом. 

Педагогический  дизайн,  по  определению  А.Ю.  Уварова,  это  –  приведенное  в  систему использование  знаний  (принципов)  об  эффективной  учебной  работе  (учении  и  обучении)  в  процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов. 

Урок   можно   назвать   мультимедийным,   если   на   нем   используется   многосредовое  представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера. 

Мультимедийный  урок,  как  непосредственный  инструмент  реализации  основных  идей  информационно-коммуникационных           технологий,     требует    максимально      тщательной  разработки.   Именно   уроки   показывают   эффективность   той   или   иной   разработки,   это  одновременно  и  конечный  результат,  и  последняя  стадия  оформления,  реализации  идей  тех  или иных технологий. 

Подготовка  подобных  уроков  требует  более  тщательной  подготовки,  чем  в  обычном  режиме.  Такие  понятия,  как  сценарий  урока,  режиссура  урока –  в  данном  случае  не  просто  новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя  мультимедийный   урок,   учитель   должен   продумать   последовательность   технологических  операций, формы и способы подачи информации на большой экран. 

В последнее время часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой». Так  называется  урок,  где  мультимедиа  используется  для  усиления  обучающего  эффекта.  На  таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто  и  главным  источником  информации,  а  мультимедийные  технологии  применяются  им  для  усиления  наглядности,  для  подключения  одновременно  нескольких  каналов  представления  информации,  для  более  доступного  объяснения  сложного  нового  материала.  К  примеру,  технология  опорных  конспектов  В.Ф.  Шаталова  приобретает  совершенно  новое  качество,  когда на экране в заданном режиме появляются фрагменты «опоры». В любой момент учитель  может  с  помощью  гиперссылок  перейти  к  детализации  информации,  «оживить»  изучаемый  материал с помощью анимации и т.д. 

Вполне  очевидно,  что  степень  и  время  мультимедийной  поддержки  урока  могут  быть  различными:  от  нескольких  минут  до  полного  цикла.  Однако  мультимедийный  урок  может  выступать  и  как  «мини-технология»,  то  есть  как  подготовленная  тем  или  иным  автором  разработка    с  заданными     учебными    целями    и  задачами,    ориентированная     на   вполне  определенные      результаты     обучения.    Такой    урок    обладает    достаточным      набором  информационной   составляющей,   дидактическим   инструментарием.   При   его   проведении  существенно  меняется  роль  учителя,  который  в  данном  случае  является,  прежде  всего,  организатором,  координатором  познавательной  деятельности  учеников.  Проведение  урока  в  режиме  мини-технологии  отнюдь  не  означает,  что  учитель  лишен  возможности  маневра  и  импровизации,     но   урок   –   мини-технология     предполагает     существенное     уменьшение  «педагогического брака» даже начинающим учителем. 

При проектировании мультимедийного урока учитель должен задуматься над тем, какие  цели  он  преследует,  какую  роль  этот  урок  играет  в  системе  уроков  по  изучаемой  теме  или  всего  учебного  курса.  Для  чего  предназначен  мультимедийный  урок:  для  изучения  нового  материала,  для  закрепления  пройденного,      для  отработки  учебных  умений  и  навыков,  для  повторения,   практического   применения   полученных   знаний,   умений   навыков          или   для  обобщения,  систематизации  знаний?       Следует  сразу  определить:  благодаря  чему  усилится  обучающий      и  воспитывающий       эффект    урока.   Исходя    из  этого,   учитель   подбирает  необходимые     формы  и  методы  проведения  урока,  образовательные  технологии,  приемы  педагогической техники.

Мультимедийный  урок  может  достичь  максимального  обучающего  эффекта,  если  он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. 

Одним     из   очевидных     достоинств    мультимедийного       урока    является   усиление  наглядности.  Однако  достичь  ожидаемого  эффекта  можно  при  соблюдении  определенных требований     к    предъявлению      наглядности:    узнаваемость,     оптимальность      времени,  продуманный      алгоритм    видеоряда    изображений,     оптимальный     размер    наглядности    и оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. 

При   подготовке    учебного    эпизода   перед   учителем    обязательно   станет   проблема  предъявления  печатного  текста.  Необходимо  обратить  на  следующие  требования  к  тексту: структура, объем, формат. Текст с экрана должен выступать  как  единица общения. Он носит  или подчиненный характер, помогающий учителю усилить смысловую нагрузку, или является  самостоятельной единицей информации, которую учитель умышленно не озвучивает. Вполне  естественно, когда на экране появляются определения терминов, ключевые фразы. 

Немаловажным является и то, как будет представлен печатный текст с экрана. Так же, как и наглядность, текст должен появиться в заранее продуманное учителем время. Учитель или   комментирует     предъявленный      текст,  или    усиливает   предъявленную      им   устную  информацию.  Важно,  чтобы  учитель  не  дублировал  текст  с  экрана.  Тогда  у  учеников  не  возникнет иллюзии лишнего звена поступающей информации. 

Хотя  могут  быть  случаи,  когда  дублирование  текста  дидактически  оправдано.  Такой  прием  используется  в  начальной  школе,  когда  учитель  достигает  комплексного  подхода  в  обучении,  подключая  различные  каналы  восприятия.  Совершенствуются  навыки  чтения,  устного счета и т.д. 

Дублирование  печатного  текста  обязательно  также  при  проведении  мультимедийных дидактических  игр.  Тем  самым  учитель  добивается  равных  условий  для  всех  учеников:  как  тех,  кто  легче  воспринимает  устную  информацию,  так  и  легче  усваивающих  информацию  печатного текста. 

Занимаясь  подготовкой  мультимедийного  урока,  нужно  иметь  хотя  бы  элементарные  представления  о  цвете,  цветовой  гамме,  что  может  успешно  сказаться  на  проектировании цветового сценария учебного эпизода. Не следует пренебрегать рекомендациями психологов,  дизайнеров о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, о сочетании цветов,  оптимальном количестве цветов на экране и т.д.

Немаловажное значение имеет и использование на уроке звука. Звук может играть роль  шумового эффекта, звуковой иллюстрации, звукового сопровождения.

В  качестве  шумового  эффекта  звук  может  использоваться  для  привлечения  внимания  учащихся,  переключения  на  другой  вид  учебной  деятельности.  Наличие  мультимедийной  коллекции  звуковых  эффектов  отнюдь  не  означает  обязательное  их  применение.  Шумовой  эффект должен быть дидактически оправдан. 

Звуковая  иллюстрация  выступает  как  дополнительный  канал  информации.  К  примеру, наглядное  изображение  животных  или  птиц  может  сопровождаться  их  рычанием,  пением  и  т.д. 

Полную версию программы можно посмотреть здесь...



Сведения об образовательной организации

Родителям

Методические объединения