Проведение социально-психологического тестирования
В 2019-2020 учебном году во всех образовательных организациях Российской Федерации, в том числе и в Республике Карелия, проводятся мероприятия по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Они включают в себя два этапа:
- социально-психологическое тестирование;
- профилактический медицинский осмотр.
Мероприятия по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ организуются и проводятся в соответствии с законами:
ЕМ СПТ – это психодиагностическая методика, позволяющая выявлять психологические «факторы риска» возможного вовлечения в зависимое поведение. Методика выявляет факторы риска и факторы защиты, которые влияют на жизнестойкость личности, способность противостоять негативным явлениям.
Единая методика разработана в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета. Правообладателем методики является Министерство просвещения Российской Федерации.
Методика содержит большое количество инновационных компонентов - это целая экспертная система. Теоретико-методологическую основу методики составили научные работы, раскрывающие вопросы психологического развития личности (К.А.Абульханова, Л.В.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн и др.).
Методика является опросником и состоит из набора утверждений.
Цель тестирования: определение вероятности вовлечения обучающихся в зависимое поведение.
Задачи ЕМ СПТ:
1.Осуществить оценку вероятности вовлечения в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска (ФР) и факторов защиты (ФЗ);
2.Выявить повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение.
К факторам риска относятся социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение: качества и условия, регулирующие взаимоотношения личности и социума, такие как потребность в одобрении, подверженность влиянию группы, принятие асоциальных установок социума, наркопотребление в социальном окружении; качества, влияющие на индивидуальные особенности поведения: склонность к риску, импульсивность, тревожность, фрустрация.
К факторам защиты относится устойчивость к воздействию факторов риска, такие как: принятие родителями, принятие одноклассниками, социальная активность, самоконтроль поведения, самоэффективность.
Принципы построения методики:
принцип научности: методика сформулирована на основе научных знаний;
принцип конфиденциальности: каждому респонденту присваивается личный идентификационный код. Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий хранится в образовательной организации в соответствии с ФЗ от 27 июля 2007г. №152-ФЗ «О персональных данных»;
принцип добровольности: обучающиеся от 15 лет самостоятельно, до 15 лет – их родители (законные представители) дают информированное добровольное согласие на прохождение ЕМ СПТ;
принцип достоверности: в методике используются фильтры недостоверных ответов, поэтому слишком большое количество формальных или неискренних ответов ведет к выбраковыванию результатов исследования;
принцип развития: в последующем возможны изменения в содержании вопросов, их уточнение;
принцип единообразия проведения: процедура проведения методики должна соответствовать единому стандарту.
Существуют ограничения использования методики: методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента.
В 2019-2020 учебном году проведение опроса ЕМ СПТ носит автоматизированный характер: опрос проводится в онлайн режиме.
|